Муромская районная детская больница

ГБУЗ ВО МРДБ, город Муром, улица Войкова, дом 17, корпус 2. Колл-центр: 8(49234)2-90-72

Часто болеющие дети (ЧБД)

Критерии включения детей в группу часто болеющих
(А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986)

Возраст ребёнка Количество перенесенных
ОРЗ за год
До года 4 и более
1-3 года 6 и более
4-5 лет 5 и более
Старше 5 лет 4 и более

Современная ;медицинская наука утверждает: «Проблемы детей до семилетнего возраста - это проблемы их родителей». Если ребенок часто болеет, то причину болезни следует искать и устранять внутри семьи.

Частые ОРЗ у ребенка сильно осложняют его воспитание. Современные дети часто про­стужаются, но почему?

Разуме­ется, огромную роль играют хорошо известные причины:

снижение иммунитета; высокая частота контактов с источниками инфекций; экологические факторы: загрязненный воздух в круп­ных городах, загрязненный воздух в помещении (куре­ние, пыль, горение газовых плит). С другой стороны, психологические факторы: дефицит внимания и любви со стороны родителей. Бывает так, что у маленького ребенка остается лишь единственный способ - заболеть. Тогда он получает все блага, как материальные, так и духовные.

Заболевания ребенка могут являться защитной ре­акцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации.

Здоровье или нездоровье ребенка, как физическое, так и психическое, неразрывно связано со стилем родительского воспитания и напрямую зависит от характе­ра внутрисемейных взаимоотношений. Нарушенное обще­ние в раннем возрасте, особенно между матерью и ребен­ком, в дальнейшем увеличивает риск развития различных заболеваний. Существуют два наиболее распространенных типа неправильного отношения родителей к детям:

  • переоценка их возможностей и способностей;
  • сверхзабота, чрезмерная тревога родителей за здо­ровье и школьные успехи своего ребенка, а также за его будущее.

В случае пренебрежительного отношения мам и пап к детям может возникнуть недооценка опасности простудных и других болезней, халатное отношение к вакцинации или своевременной эффективной терапии «простуды». В итоге ребенок ли­бо сталкивается с серьезными осложнениями (синуситы, отиты и др.), либо на всю жизнь получает хрониче­ские заболевания (хронический тонзиллит, хронический синусит, хронический аденоидит, хронические заболева­ния легких, бронхиальная астма, пиелонефрит и т. д.). Именно при этом, особенно неблагоприятном типе роди­тельского отношения отмечается отсутствие саногенного мышления и, следовательно, адекватного поведения с точки зрения укрепления здоровья у самих детей. Напротив, излишнее внимание и гиперопека приводят к тому, что дети постепенно заражаются мни­тельностью взрослых, испытывают страх перед естествен­ными трудностями жизни. Утрированная забота о часто болеющих детях, проявляемая родителями, способствует тому, что у данной груп­пы ребят преобладают отрицательные эмоции, присутст­вуют элементы острого переживания своей болезни, пре­обладают одиночные игры. Именно в этих случаях у ре­бенка, пока еще не способного получать необходимую объективную информацию из других источников, возника­ет неадекватно пессимистическая оценка заболевания. Это может накладывать негативный отпечаток и на иммун­ную систему ребенка, что может приводить к частым по­вторам эпизодов ОРЗ.

Помните, что психическое и физическое здоровье детей находится в руках их родителей. Хорошо известно, что наличие прочной соци­альной поддержки благотворно сказывается на сопротив­ляемости к заболеваниям. Ребенок - это не пассивный объект для профилактического, лечебного и реабилитационного воздейст­вия, а субъект, от поведения которого в значительной сте­пени зависит эффективность профилактических, лечебных и реабилитационных вмешательств.

В основе профилактики заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка, кото­рый может быть достигнут следующими средствами:

  • Спокойное, уравновешенное состояние матери. У тре­вожной и нервной матери вырастает нервный и тре­вожный ребенок.
  • Продление домашнего периода дошкольного детства.
    Если малыш от природы боязлив, не любит шумной,
    большой компании детей, то детский сад становится
    для неокрепшей еще нервной системы непреодолимым испытанием, вызывающим стресс.
  • Психологическая готовность ребенка к школьному обу­чению. Неготовый к школе ребенок с первых же дней
    пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, т.к.
    не выполняет его требований. У ученика развивается
    отрицательное отношение к школе, что может привес­ти к разнообразным заболеваниям, «школьному невро­зу». Важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, так как чрезмерная тревога будет разрушать его деятель­ность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, обучающим ребенка (и родителям, и воспи­тателям детских дошкольных учреждений, и учителям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но ка­ждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, что­бы он понял, как сделать правильно.

Значимым профилактическим средством частых ОРЗ у детей является демократический стиль родительского воспитания, основанный на высоком уровне при­нятия ребенка, верой в его самостоятельность в сочета­нии с готовностью помочь ему в случае необходимости, проявлением доброты и твердости одновременно, воз­можностью проявления инициативы с установленными четкими границами.

© 2014-2020 ГБУЗ ВО «Муромская районная детская больница». Все права защищены.

Наш сайт собирает информацию о вас, которая необходима для работы сайта. Пользуясь сайтом и заполняя на нем формы обратной связи вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности по обработке персональных данных.

Персональные данные сотрудников учреждения опубликованы на сайте в соответствии п. 7 ч. 1 ст. 79 323-ФЗ от 21.11.2011г., п. 6 приложения 1 приказа МЗ 956 от 20.12.2014г., ст. 9 ФЗ-152 от 27.07.2016г., а также с их письменного согласия.

Яндекс.Метрика